Круглый стол «Коллекторская деятельность: каким быть правовому регулированию»

04.04.2017 | Наши новости

DSC_009667 июля 2011 года журнал «Юрист» совместно с Министерством экономики Республики Беларусь провел первое заседание круглого стола на тему «Коллекторская деятельность: каким быть правовому регулированию». Проведение круглого стола обусловлено разработкой проекта Закона Республики Беларусь «О коллекторской деятельности», предусмотренного п. 35 Мероприятий по реализации положений Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 28.02.2011 № 251/6.

Основными участниками круглого стола стали юристы-практики, которые получили уникальную возможность напрямую донести до представителей государственных органов свое видение недостатков правового регулирования, свой взгляд на то, каким должно быть правовое регулирование, какие нормы следует закрепить, а какие будут лишними.

В обсуждении проекта закона «О коллекторской деятельности» участвовали:

DSC_01033

Шевчук Дмитрий Александрович – советник-консультант управления законодательства о гражданских, финансово-экономических и экологических отношениях Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь.

Дегтярев Сергей Иванович – адвокат Минской областной специализированной юридической консультации по оказанию правовой помощи субъектам хозяйствования.

Читайте также:  Взыскание долгов из-за рубежа. Готовые решения по минимизации рисков

Симахин Юрий Михайлович – главный специалист управления законодательства и судебной практики главного правового управления Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Комаровская Галина Григорьевна – заведующая Минской городской специализированной юридической консультации по оказанию правовой помощи субъектам хозяйствования.

Фадеева Татьяна Николаевна – адвокат Минской городской специализированной юридической консультации по оказанию правовой помощи субъектам хозяйствования.

Сысуев Тимур Валерьевич – партнер юридической фирмы «Бизнесконсалт».

DSC_00444Лев Борис Валерьевич – директор ООО «Коллекторское агентство «Лев и Партнеры»».

Толканица Никита Дмитриевич – юрист ООО «Юридическая фирма «Glimstedt»».

Калмыкова Марина Николаевна – заместитель начальника управления методологии пруденциального надзора Главного управления банковского надзора национального банка Республики Беларусь.

Фадеева Елена Аскольдовна – главный редактор журнала «Юрист», директор ООО «Информационное правовое агентство Гревцова».

Половинко Максим Сергеевич – заместитель главного редактора журнала «Юрист».

Войтович Геннадий Иванович – редактор журнала «Юрист».

Кубрак Екатерина Владимировна – редактор журнала «Юрист».

Захаров Валерий Евгеньевич – заместитель начальника юридического управления, начальник отдела нормативно правового регулирования в экономической сфере Министерства экономики Республики Беларусь.

Марковник Николай Романович – старший юрист юридической компании «Власова, Михель и партнеры».

Читайте также:  Что делать, если арендатор не платит вовремя?

Участниками круглого стола были выработаны следующие рекомендации разработчикам закона «О коллекторской деятельности»:

  1. Необходимо принятие нормативного акта, регулирующего коллекторскую деятельность.
  2. Работникам специализированных организаций, осуществляющих коллекторскую деятельность необходимо предоставить права представительства в:
    1. Хозяйственных судах по спорам между субъектами хозяйствования;
    2. Общих судах в качестве представителей как юридических лиц, так и физических лиц.
  3. Коллекторская деятельность должна осуществляться как одна из разновидностей деятельности по оказанию юридических услуг на основании соответствующей лицензии.
  4. В законодательном акте о регулировании коллекторской деятельности нет необходимости устанавливать права, обязанности, пределы осуществления коллекторской деятельности. Права и обязанности, а также ограничения по осуществлению коллекторской деятельности должны быть установлены в соответствующем своде правил, утверждаемом Правительством Республики Беларусь.
    1. Предоставления коллекторам свидетельского иммунитета (невозможность допроса в качестве свидетеля) не требуется;
    2. Коллекторы должны иметь право на получение информации о принадлежности должникам имущества и о наличии специальных прав из государственных регистров: ЕГР, ГАИ, Агентства по государственной регистрации и земельному кадастру, Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь, налоговых органов. Данные права должны быть уточнены на уровне постановления Правительства Республики Беларусь.
  5. Занятие коллекторской деятельностью не должно ограничивать юридические лица в занятии другими видами деятельность (неисключительный характер коллекторской деятельности).
  6. Организациям, занимающимся коллекторской деятельностью, необходимо предоставить право получать в порядке уступки права требования с дисконтом (покупка долгов с дисконтом). Такое право должно распространяться на договоры факторинга без права обратного требования (регресса).
  7. Организациям, занимающимся коллекторской деятельностью, необходимо предоставить право обмениваться информацией для достижения уставных целей.
  8. Необходимо нормативное урегулирование коллекторской тайны: легализовать понятие, установить пределы ее защиты и основания ее обнародования.
Читайте также:  Взыскание долгов за рубежом. Готовые решения.

Кроме того, мнения участников круглого стола разделились по вопросу, следует предоставлять право заниматься коллекторской деятельностью только организациям, учредителями которых являются исключительно граждане Республики Беларусь, или учредителями указанных организаций могут быть и иностранные граждане.

Итоговый документ круглого стола передан в Министерство экономики Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, Министерство юстиции Республики Беларусь, Верховный Суд Республики Беларусь, Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики.