Механизмы снижения рисков по утрате и хищению грузов

08.08.2018 | Важно знать
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Проблемы утраты, в том числе вследствие хищения грузов являются самыми «чувствительными» при осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности.

Не последнюю роль в этом играет довольно ограниченный контроль со стороны участников процесса перевозки за действиями всех вовлеченных сторон и, как правило, невозможность  лично  существенно повлиять на возникающие проблемы находясь на территории другого государства.

Возможно ли исключить риски экспедиторов в связи с утратой груза? Нет, не возможно. Но определенным образом минимизировать их можно.

Первое. Тщательное отношение к поиску контрагентов, с проверкой их на тематических сайтах (биржи перевозчиков), а также с помощью информационных агентств предоставляющих всю необходимую информацию о контрагентах. Фактически в каждой стране такая возможность имеется, хотя и требует определенных затрат.

Второе. Достаточное и правильное оформление документов как с заказчиком перевозки, так и с последующим экспедитором или перевозчиком.

Учитывая порой существенную удаленность   сторон друг от друга, подписать договор, либо поручение на перевозку в оригинале как правило нереально, тем не менее оформить правоотношения путем обмена документами по факсу, а еще лучше электронной почте, не составляет труда. Не стоит откладывать это на следующий день, поскольку завтра может быть уже поздно. Важно вносить в рамочный договор между сторонами номера факсов, а также данные электронной почты,  посредством которых осуществляется официальное общение между сторонами, и в частности обмен заявками на перевозку.

Читайте также:  Часть 1. Вы и Турагенство. Как не испортить отдых

Следует обратить внимание на лиц подписывающих документы. Не смотря на то, что менеджеры компаний не наделены по умолчанию правом действовать от имени компаний, не редки случаи подписания заявок на перевозку именно этими людьми, без получения дополнительно доверенности на такие действия.

В свою очередь это может повлечь оспаривание стороной перевозки факта принятия на себя каких-либо обязательств, в том числе по возмещению стоимости утраченного груза.

В отсутствие экспедиторской

Далее, действующее законодательство определяет, что в случае, когда экспедитор не принимает груз в свое ведение    (не указан в накладной или не выдал экспедиторскую расписку), требования о возмещении убытков, вызванных несохранностью (утратой, недостачей, повреждением (порчей)) груза, предъявляются перевозчику, если договором транспортной экспедиции не предусмотрено предъявление таких требований непосредственно экспедитору.

Поскольку отметка в ТТН или расписка экспедитора на практике встречается не очень часто, возможность предъявления требований к экспедитору за утрату груза напрямую связано с положениями договора транспортной экспедиции.

Установившаяся судебная практика не требует в договоре прямой оговорки об этом, например «в случае утраты груза в процессе перевозки, предъявление требований о возмещении убытков может быть направлено непосредственно экспедитору».  Для взыскания с экспедитора достаточно и указания на то, что экспедитор несет ответственность за сохранность груза в процессе перевозки с возмещением всех убытков связанных с его повреждением или утратой.

Читайте также:  Наследство: прибыль или убытки?

Поэтому экспедитору не принимающему груз в свое ведение и не желающему нести ответственность за сохранность груза рекомендуется не включать в договор положения об ответственности за сохранность груза и возмещении связанных с утратой убытков. Более того, следовало бы включать в договор положения о том, что все претензии связанные с утратой груза должны предъявляться непосредственно перевозчику.

Правда такая рекомендация может действовать и в обратном направлении. Так, если экспедитор несет всю полноту ответственности перед своим заказчиком и не желает заниматься взысканием денежных средств с перевозчика находящего за пределами Беларуси, ему стоит озаботиться наличием в своем договоре с последующим белорусским экспедитором положений о возможности взыскания ущерба именно с него.

Третье. Страхование. Это может быть страхование ответственности экспедитора. Страхование дорогостоящего груза как имущества. Либо требование страхования ответственности последующего экспедитора или перевозчика.

Конечно, самым надежным является страхование грузов, однако при этом и самым затратным, что учитывая порой небольшую маржинальность перевозки не всегда приемлемо.

Требование страхования ответственности от последующего экспедитора или перевозчика безусловно минимизирует риски, одно и тут есть свои но. Нередки случаи предоставления недействительных, недействующих а то и просто поддельных страховых полисов, проверить которые не просто, поскольку информация о страховании составляет предмет страховой тайны. В случае же с иностранными компаниями это требует еще и значительного времени.

Читайте также:  Исполнительная надпись нотариуса – способ взыскать долг

Кроме этого следует отметить, что правила страхования, содержание которых не всегда возможно изучить, содержат немало ограничений и исключений, позволяющих страховым компаниям на законных основаниях отказывать в страховой выплате, либо осуществить ее в ограниченных размерах.

Собственное страхование ответственности позволяет подойти к этому вопросу гораздо тщательнее, изучив предложения на рынке страхования, внимательно ознакомившись с условиями страхования разных страховщиков, и выбрав оптимальный вариант с учетом репутации страховой компании и ее статистических показателей – в частности соотношения собранных страховых взносов к страховым выплатам.

Использование всех вышеперечисленных инструментов в их совокупности особенно актуально при перевозке дорогостоящих грузов – как правило грузов бытовой техники и электроники. То есть заявка к перевозке дорогостоящего груза должна быть своего рода сигналом к особенно внимательному отношению к перевозке. И в этом случае использование затратных способов защиты от потенциальных убытков, послужит к исключению ситуаций когда сам бизнес и репутация могут быть поставлены под угрозу.

И последнее. Каким бы ни был опыт и квалификация компании осуществляющей экспедиционную деятельность, никогда не следует пренебрегать квалифицированной юридической помощью при возникновении проблемной ситуации. Причем делать это в самом ее начале, а не тогда когда исправить эту ситуацию становится очень сложно или даже невозможно. Возможные затраты как правило несоизмеримо ниже возникающих убытков.