26 февраля, 2021

Объявление стоимости груза в контексте КДПГ и практики арбитражных судов Российской Федерации

Российская Федерация является одним из основных торговых партнеров Беларуси. С ежегодным ростом товарооборота увеличивается и объем грузоперевозок. Организация таких перевозок — процесс сложный, как с логистической, так и с юридической точки зрения. Нередко крупные партнеры настаивают на договорной подсудности на своей территории, но чаще всего судебные тяжбы возникают внезапно, и тогда уже приходится руководствоваться подсудностью, установленной законодательством. Поэтому при ведении интернационального бизнеса изучение зарубежной судебной практики — обязательное условие.

20 января 2021

Симонов Дмитрий,

юрист АБ «Лев и Партнеры»

Размер ответственности перевозчика

Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (заключена в г. Женеве 19.05.1956, далее — КДПГ) дифференцирует ответственность перевозчика на повышенную (п. 6 ст. 23 КДПГ) и ограниченную (п. 3 ст. 23 КДПГ):

1) ограниченная: предел ответственности перевозчика не может превышать 8,33 расчетной единицы за кг недостающего веса брутто;

2) повышенная: возмещение в большем размере может быть истребовано с перевозчика только в том случае, если стоимость груза или дополнительная ценность груза при доставке были заявлены в соответствии со ст. 24 и 26 КДПГ.

В ситуации, когда грузоотправитель знает, что груз особо ценный и легкий, он может заключить соглашение и объявить стоимость груза. В таком случае в накладную вписывается объявленная стоимость груза при условии установления надбавки к провозной плате (ст. 24 КДПГ).

Диспозиции п. 6 ст. 23ст. 24, подп. «d» п. 2 ст. 6 КДПГ позволяют сделать вывод, что объявление отправителем стоимости груза в соответствии с КДПГ имеет место при одновременном соблюдении нескольких условий: 

  • наличие в CMR-накладной указания на стоимость груза;
  • уплата перевозчику надбавки к провозной плате.

С точки зрения языковых правил юридической техники институт повышенной ответственности перевозчика сформулирован в КДПГ так, что входящие в него нормы не вызывают сложности в толковании, результат которого позволяет сделать следующие выводы:

1) КДПГ не предусматривает возможность объявления стоимости груза в каких-либо прилагаемых (неприлагаемых) к CMR-накладной документах (инвойсах, проформах, счетах и т.д.);

2) объявление стоимости груза нельзя считать состоявшимся при отсутствии факта уплаты (достижения соглашения об уплате) перевозчику надбавки к провозной плате.

Судебная практика

Если рассматривать ст. 24 КДПГ с позиции правоприменительной практики арбитражных судов Российской Федерации, являющейся актуальной для всех без исключения перевозчиков, что обусловлено особенностями правил подсудности, названных в ст. 31 КДПГ, то понимание указанной нормы перестает быть однозначным, создавая предпосылки наступления для перевозчика критических последствий в случае полной или частичной утраты груза при его транспортировке. 

Справочно
По спорам, возникающим вследствие перевозок, осуществленных в соответствии с КДПГ, истец может направить иск в любой суд страны — участницы КДПГ, указанной в договоре между сторонами, а также в суд страны, на территории которой:
— ответчик является обычным резидентом или на территории которой находится головной офис, филиал или агентство, при посредстве которых был заключен договор перевозки;
— либо находится место принятия груза перевозчиком или место, предназначенное для доставки.
Обращение в другие суды не допускается (ст. 31 КДПГ).

Пример 1 (постановление № 18 АП-13537/2019 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда)

Вывод: «перечень передаваемых на перевозку грузов, их количество, стоимость и вес указаны в инвойсах. Апелляционная коллегия принимает во внимание, что вышеназванные документы с объявленной стоимостью груза ответчик не оспорил. Стоимость груза установлена в прилагаемых к заявке документах: инвойсах, проформе».

Обстоятельства дела:

  • суд отнес инвойс и проформу к документам, в которых объявлена стоимость груза в значении ст. 24 КДПГ;
  • суд не принял во внимание, что ни графа 13 CMR-накладной, ни заявка на перевозку груза не содержали оговорки, объявлявшей стоимость груза;
  • суд не принял во внимание отсутствие факта уплаты (достижения соглашения об уплате) перевозчику надбавки к провозной плате.

Пример 2 (постановление № Ф09-8736/19 Арбитражного суда Уральского округа)

Вывод: стоимость товара в инвойсе является основанием для отнесения перевозки к осуществляемой с объявлением стоимости груза, поскольку «перечень передаваемых на перевозку товаров, их количество, стоимость и вес указаны в прилагаемых к заявке на перевозку документах с объявленной ценностью груза: инвойсах и проформе, которые ответчик в установленном порядке не оспорил…».

Обстоятельства дела: суд не принял во внимание доводы ответчика о том, что стоимость утраченного груза не может превышать 8,33 единицы специальных прав заимствования, так как представленные в материалы дела инвойсы и проформы не были в установленном порядке оспорены.

Учитываем положения ТмК ЕАЭС

Описанные позиции судов видятся весьма неоднозначными не только ввиду их противоречия КДПГ в части порядка объявления стоимости груза, но и в контексте норм Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТмК ЕАЭС), а также Решения Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 263 «О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары» (далее — Решение).

Так, подп. 15 п. 1 ст. 2 ТмК ЕАЭС относит инвойс к коммерческим документам, используемым в том числе для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Союза.

Из пп. 7 и 10 Решения следует, что при помещении товаров под таможенные процедуры, предусматривающие их ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза, предоставляется заявление, подача которого должна сопровождаться предоставлением коммерческих документов (счетов-проформ, инвойсов, иных коммерческих документов).

Справочно
Коммерческие документы — документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС (счета-фактуры (инвойсы), спецификации, отгрузочные (упаковочные) листы и иные документы) (подп. 15 п. 1 ст. 2 ТмК ЕАЭС).

Таким образом, наличие у перевозчика коммерческих документов на товар обязательно для перемещения груза через таможенную территорию стран — участниц Евразийского экономического союза.

Придя к выводу, что указанная в коммерческих документах цена товара является объявлением стоимости груза, увеличивающей предел ответственности перевозчика, арбитражные суды РФ не только отказываются от закрепленного КДПГ порядка такого повышения, но и фактически констатируют, что все международные перевозки, в ходе которых товары перемещаются через территорию Евразийского экономического союза, относятся к перевозкам с объявлением стоимости груза. Таким образом, любой перевозчик, будучи осведомленным о цене транспортируемого им товара, указанной в обязательных к наличию коммерческих документах, принимает на себя обязательство нести повышенный размер ответственности.

Резюме
Для минимизации рисков перевозчика, намеревающегося осуществить транспортировку товара в соответствии с КДПГ и без намерения принять на себя повышенный размер ответственности, целесообразно:
1) включать в содержание заявки на перевозку сведения, декларирующие, что:

  • перевозка осуществляется без объявления стоимости транспортируемого груза;
  • заказчик и перевозчик не оговаривали условия уплаты надбавки к провозной плате, соглашение об уплате надбавки не достигалось;
  • уплата перевозчику надбавки к провозной плате не производилась;

2) при оформлении CMR-накладной требовать проставления отправителем груза отметки «без объявления стоимости» в графе 13.

Опубликовано:

в электронном журнале “Юрист”. – 2021. – № 1. 

на электронном ресурсе «iLex новости». – 2021.