Сравнительный правовой анализ Декрета № 8 «О развитии цифровой экономики» и Законопроекта РФ «О цифровых финансовых активах»

11.02.2018 | Без рубрики, СМИ о нас

KV.BY/05.02.2018

Адвокатское бюро «Лев, Шерстнёв и партнёры» провели сравнительный правовой анализ.

Министерство финансов Российской Федерации разработало проект закона «О цифровых финансовых активах» (далее – законопроект), который затрагивает отношения, возникающие при создании, выпуске, хранении и обращении цифровых финансовых активов (токенов/криптовалюты), а также осуществлении и исполнении обязательств по смарт-контрактам.

Настоящий законопроект разработан в сфере аналогичных правоотношений, что и Декрет Президента Республики Беларусь № 8 «О развитии цифровой экономики» от 21.12.2017 года (далее – Декрет № 8), но несмотря на это, данные акты имеют существенные отличия.

1. Декрет № 8 и Законопроект «О цифровых финансовых активах» затрагивают отношения по порядку выпуска токенов. При этом Декрет № 8 устанавливает, что только юридические лица – резиденты Парка высоких технологий – вправе самостоятельно осуществлять полномочия создавать и размещать собственные токены в Республике Беларусь и за рубежом. Юридические лица, индивидуальные предприниматели – резиденты ПВТ – вправе создавать и размещать собственные токены, заключив договор с юридическим лицом – резидентом ПВТ – на оказание данной услуги.

Согласно Законопроекту РФ «О цифровых финансовых активах» выпустить токен вправе любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель с целью привлечения финансирования, что в свою очередь открывает возможность для всех провести свое ICO и привлечь финансирование на свой проект.


2. Законопроект РФ «О цифровых финансовых активах» более подробно предусматривает процедуру выпуска токенов.

Если Декретом № 8 установлено, что для выпуска токенов необходимо подготовить инвестиционный проект по созданию и размещению токенов, получить заключение внешнего аудита, в том числе юридического, то Законопроект РФ «О цифровых финансовых активах» устанавливает подробную процедуру порядка выпуска токенов, в том числе определяет объем информации, которая должна содержаться в публичной оферте о выпуске токенов и инвестиционном меморандуме.
редусматриваемый Законопроектом РФ порядок выпуска токенов состоит из следующих этапов:

Читайте также:  Круглый стол: возможности для российских криптобизнесменов в Беларуси

— опубликование эмитентом токенов не позднее чем за 3 рабочих дня до даты начала заключения договоров по продаже токенов в сети интернет оферты, содержащей предложение о приобретении выпускаемых им токенов, инвестиционного меморандума, а также иных документов, необходимых для выпуска токенов;

— заключение договоров, в том числе в форме смарт-контракта, направленных на отчуждение и оплату токенов их приобретателями.

Таким образом, законопроект РФ вносит определенные общие рамки для информации, которая должна содержаться в документах, необходимых при проведении ICO, и конкретные сроки размещения в сети интернет информации о проведении ICO.

«Следует отметить, что Декрет № 8 более либерален по отношению к физическим лицам, желающим заниматься майнингом, приобрести и разместить токены» – считает А.В. Шкирятова, помощник адвоката АБ «Лев, Шерстнёв и партнеры».

3. В соответствии с Декретом № 8 деятельность по майнингу, приобретению, отчуждению токенов, осуществляемая физическими лицами самостоятельно без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, не является предпринимательской деятельностью.

Однако Министерство финансов РФ при разработке законопроекта РФ «О цифровых финансовых активах» пошло другим путем, определив майнинг, как предпринимательскую деятельность, направленную на создание криптовалюты и/или валидацию с целью получения вознаграждения.

Кроме того, следует обратить внимание, что разработчик законопроекта РФ ограничил права лиц, желающих приобрести токены одного выпуска. Исходя из предлагаемых положений законопроекта, лица, не являющиеся квалифицированными инвесторами, могут приобрести в рамках одного выпуска токены на сумму не более 50 тысяч российских рублей. При этом лица, не являющиеся квалифицированными инвесторами, не вправе открывать цифровой кошелек для зачисления приобретаемого ими токена.
4. Цифровой кошелек открывается оператором обмена цифровых финансовых активов только после прохождения процедур идентификации его владельца, а также сделки по обмену криптовалюты/токенов осуществляются только путем зачисления или списания их со специального счета, открываемого оператором обмена цифровых финансовых активов.

Читайте также:  Система удаленного обслуживания

Процедура идентификации предусматривает предоставление следующих сведений:

в отношении физических лиц – фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);

в отношении юридических лиц – наименование, организационно-правовую форму, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации (для юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации), также основной государственный регистрационный номер и адрес юридического лица (для юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством иностранного государства), также регистрационный номер, место регистрации и адрес юридического лица на территории государства, в котором оно зарегистрировано.

5. Согласно Декрету № 8 оператором криптоплатформ может быть юридическое лицо – резидент Парка высоких технологий, осуществляющий данный вид деятельности и в свою очередь обеспечивающий наличие на счетах в банках Республики Беларусь денежных средств в размере не менее 1 миллиона белорусских рублей для оператора криптоплатформы, не менее 200 тысяч белорусских рублей для оператора обмена криптовалют.

Согласно законопроекту РФ «О цифровых финансовых активах» оператором обмена цифровых финансовых активов могут быть юридические лица:

Читайте также:  К юристам лучше идти предупреждать проблему, а не решать

— оказывающее услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы;

— осуществляющие брокерскую деятельность;

— осуществляющие дилерскую деятельность;

— осуществляющие деятельность форекс-дилера;

— осуществляющие деятельность по управлению ценными бумагами.

Деятельность данных юридических лиц в свою очередь регулируется федеральным законом «О рынке ценных бумаг» № 39-ФЗ от 22.04.1996 и федеральным законом «Об организованных торгах» № 325-ФЗ от 21.11.2011.

При этом операторы криптоплатформ вправе открывать специальный счет для лиц, желающих приобрести токены для их зачисления, проводить сделки по обмену цифровых финансовых активов.
6. В соответствии с Декретом № 8 токены подлежат обмену только на белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги, токены/криптовалюту. Согласно законопроекту РФ токены можно обменять, в том числе и на иное имущество, но только через оператора цифровых финансовых активов, однако, цифровые финансовые активы не являются законными средствами платежа на территории Российской Федерации, следовательно, ими нельзя выплачивать заработную плату, платить налоги, рассчитываться по кредитам, но, исходя из смысла законопроекта, цифровой актив можно обменивать на любые товары.

«Как мы видим, данные акты, несмотря на регулирование сходных правоотношений, имеют индивидуальные отличия. Таким образом, при сравнении анализируемых актов можно сделать вывод, что Декрет № 8 более лоялен к майнингу, чем законопроект РФ «О цифровых финансовых активах», однако, следует отметить, что в этом же законопроекте допуск к деятельности криптоплатформ упрощен и детально проработан» – говорит Б.В. Лев, управляющий партнер АБ «Лев, Шерстнёв и партнеры».

Посмотреть сравнительную таблицу и прочитать статью можно:
https://www.kv.by/post/1053533-sravnitelnyy-pravovoy-analiz-dekreta-no-8-o-razvitii-cifrovoy-ekonomiki-i-zakonoproekta